Урок 5. Что такое бухучет и каковы его основные принципы

Грамотная организация бухгалтерского учета на предприятии — это необходимое условие для успешного развития предприятия.

Правильное ведение бухучета с учетом его принципов позволит бухгалтеру составлять финансовую отчетность, налоговой проверять деятельность компании, а руководителю принимать верные управленческие решения.

Функции бухгалтерского учета на предприятии

Одни из важнейших функций бухучета — информационная и аналитическая. Благодаря учету есть возможность анализа деятельности компании собственником для дальнейшего управления предприятием.

Бухучет нужен, прежде всего, учредителю и руководителю предприятия, чтобы понимать, что происходит на предприятии. Бухгалтерский учет снабжает собственника компании информацией, которая показывает общее состояние дел и помогает разрабатывать оптимальные стратегии дальнейшего развития.

Другая важная функция бухучета – контрольная. Это возможность составления бухгалтерской отчетности для подачи в контролирующие органы.

Регулярно предприятие должно отчитываться о своей деятельности, соблюдении законодательства с помощью подачи финансовой отчетности (баланса и отчета о финансовых результатах). Неграмотное ведение бухгалтерского учета или его отсутствие не позволят своевременно легко и быстро отчитаться перед налоговиками.

Урок 5. Что такое бухучет и каковы его основные принципы

Принципы бухучета

Весь бухгалтерский учет базируется на 4 принципах:

  1. принцип двойной записи;
  2. принцип начисления;
  3. принцип непрерывности деятельности;
  4. принцип консервативности.

При ведении бухучета на любом предприятии следует руководствоваться данными принципами.

Урок 5. Что такое бухучет и каковы его основные принципы

Двойная запись

Принцип двойной записи используется для учета хозяйственных операций в бухучете с помощью бухгалтерских проводок.

Рекомендуем урок: Что такое проводки в бухучете и как их составлять — простой материал для начинающих бухгалтеров.

Любое движение средств, изменение активов или пассивов подлежит одновременному отражению как минимум на двух бухгалтерских счетах – в дебете одного счета и в кредите другого.

Данный принцип говорит о том, что при совершении любой хозяйственной операции затрагивается одновременно как минимум два объекта учета.

Начисление

Принцип начисления используется при учете доходов и расходов предприятия.

Принцип говорит о том, что доходы и расходы не связаны с моментом выплаты денег. Доход возникает не тогда, когда мы получаем деньги, а когда мы сами оказываем услугу, совершаем конкретную сделку, то есть, когда его зарабатываем.

Расход возникает не тогда, когда мы платим деньги, а когда получаем то, за что нужно будет заплатить, например, услугу или товары, а также когда потребляем активы.

Это не самостоятельный принцип бухучета, а следствие определения таких понятий, как доход или расход.

Непрерывность деятельности

Означает, что предприятие не планирует закрываться или сокращать свою деятельности в обозримом будущем. То есть по умолчанию предполагается, что предприятие будет существовать и развиваться неограниченно долго, не планирует прерывать свою деятельность.

Если принцип не сохраняется и предположить, что компания закроется через полгода, то это ведет к следующим событиям – погашение всех долгов, отсутствие долгосрочных обязательств (они все автоматически становятся текущими), по-другому составляется отчетность.

Консерватизм

Активы и доходы нельзя завышать, пассивы и расходы нельзя занижать. Когда предприятие представляет свою отчетность, нельзя ее показывать более оптимистичным образом, чем есть на самом деле. Это важный принцип, который не должен нарушаться, что особенно важно для собственников компании.

Учредитель и руководитель должен видеть реальное положение дел, чтобы принять правильные решения для дальнейшего развития.

Если доходы или активы будут завышены, то могут быть приняты решения, которые в итоге приведут к убыткам и разорению фирмы. У оптимистичного представления информации могут быть негативные последствия.

Если показать более пессимистичную картину, то негативных последствий и потерь не будет. Собственник может лишь принять решение не выполнять каких-либо действий пока, что точно не приведет к дополнительным убыткам.

В целом, принцип говорит о том, что лучше показать хуже, чем есть, но ни в коем случае не следует завышать показатели, но с учетом соблюдения всех законов РФ.

Важный момент. В стремлении занизить показатели бухучета принцип консерватизма соблюдается, но при этом важно понимать, что не должно нарушать законодательство.

Нельзя сознательно занижать стоимость активов, не показывать их в отчетности или скрывать доходы. Запрещено искажать отчетность, это нарушение законодательство.

Принцип консервативности нужно применять правильно, не нарушая законы РФ.

Законодательная база

Ведение бухучета на предприятии должно подчиняться следующим основным законам:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.11.2011 — поясняет, что такое бухучет, и как его нужно вести, показывает главные функции учета (сбор и обработка информации), обязывает отражать все операции на бухгалтерских счетах с помощью проводок на основании документов в денежном выражении.
  2. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — свод правил, состоящий из 24 разделов, каждый из которых регулирует учет различных видов имущества и обязательств. Изменения в ПБУ вносятся на основании Приказа Минфина.

Кроме того, периодически принимаются федеральные законы, которые вносят изменения в порядок учета отдельных операций.

Порядок ведения бухгалтерского учета простыми словами

В современных компаниях, бухгалтерский учет ведется автоматизированным способом с помощью специальных программ. Проводки формируются автоматически, отчетность составляется путем нажатия одной кнопки.

Однако, чтобы понимать происходящие в компании процессы, принимать правильные управленческие решения, быстро находить ошибки, важно знать о правилах и принципах ведения бухгалтерского учета.

Если говорить простым и доступным языком, то ручной порядок ведения бухучета сводится к следующим действиям:

  1. При открытии фирмы составляется рабочий план счетов — набор бухгалтерских счетов, на которых будет учитываться деятельности.
  2. Если произошла какая-то хозяйственная операция, значит, должен быть составлен первичный документ,
  3. На основании документа операция учитываться с помощью проводки — одновременном отражении суммы операции на двух бухгалтерских счетах.
  4. В течение месяца ведется учет всех совершаемых проводок.
  5. По итогам месяца считаются обороты и сальдо. Счета закрываются.
  6. В начале следующего месяца конечные сальдо из прошлого месяца переносятся во вновь открытые счета и становятся начальным сальдо для них.
  7. Процесс учета хозяйственных операций на счетах с помощью проводок — непрерывный на протяжении всего года.
  8. В конце года подводятся итоги, закрываются все счета, обнуляются счета расходов и доходов, считается прибыль или убыток.

Каким должен быть бухгалтер

За бухгалтерский учет, как правило, отвечает бухгалтер. Это может быть один человек или целый бухгалтерский отдел во главе с главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно руководителю. Также роль и функции бухгалтера на себя может взять директор компании.

Качества, которыми должен обладать бухгалтер:

  • профессиональная компетентность (должен обладать достаточной квалификацией для ведения бухучета, регулярно ее повышать, постоянно учиться);
  • внимательность (должен уметь работать с большим количеством информации, цифр без ошибок);
  • честность (бухгалтер должен честно отражать реальные цифры, ему должны доверять);
  • ум (должен следить за изменениями законодательства, повышать свою квалификацию);
  • терпение (должен выдерживать монотонность и рутинность работы);
  • надежность (на него можно положиться руководителю);
  • соблюдение конфиденциальности (не должен распространять полученную информацию и использовать её в личных целях).

Итоги урока 5

Выводы урока 5:

  1. Бухучет выполняет важные функции — аналитическую, информационную, контрольную.
  2. Бухучет нужно вести с учетом 4 принципов — двойной записи, начисления, нерперывности деятельности и консерватизма.
  3. Вести бухгалтерский учет нужно с учетом правил, изложенных в Федеральном законе №402-ФЗ и ПБУ.
Оцените статью
Buhuroki.ru
Добавить комментарий