Бухгалтерский учет заключается в учете совершаемых операций с помощью проводок на счетах по принципу двойной записи — основные принципы бухучета.
В данном уроке разберемся, что такое проводки на примерах и представим пошаговую инструкцию, которая поможет правильно их составлять.
Что такое бухгалтерская проводка — понятие простыми словами
Проводка – это учетная запись об изменении состояния учитываемых объектов, выполняемая с помощью бухгалтерских счетов по принципу двойной записи.
Двойная запись — это одновременное внесение суммы операций в дебет одного счета и в кредит другого.
При совершении любой хозяйственной операции всегда происходит взаимодействие как минимум двух счетов – сумма одновременно вносится в дебет одного и в кредит другого.
Рекомендуем: Что такое хозяйственная операция — 4 типа в бухучете.
В одной проводке не может одновременно участвовать два дебета или два кредита, взаимодействуют всегда дебет и кредит.
Пример:
Покупка товаров на 1000 за наличный расчет.
В ходе этой операции взаимодействуют два счета:
- 50 «Касса», где ведется учет наличных денежных средств (по кредиту отразится уменьшение актива – деньги на 1000);
- 41 «Товары», где учитываются товарные ценности (по дебету отразится увеличение актива – товары на 1000).
Проводка имеет вид: Дебет 41 — Кредит 50 на 1000 (в кратком виде Дт 41 — Кт 50) — по факту совершенной операции не меняется общая сумма активов, изменяется только их состав.
Как составлять проводки — пошаговая инструкция
Составить бухгалтерскую проводку — это значит для каждой совершенной операции выбрать два взаимодействующих счета и одновременно показать сумму по дебету одного и по кредиту дргого.
Для совершения проводки важно:
- Иметь документальное основание — первичный документ, где указана сумма.
- Правильно выбрать счета, участвующие в операции.
- Верно определить, на каком счете сумму нужно показать по дебету, а на каком – по кредиту.
Если произведена какая-либо хозяйственная операция на предприятии, то бухгалтер должен следовать пошаговой инструкции:
- Шаг 1. Убедиться, что имеется первичный документ — обоснование.
- Шаг 2. Выбрать из Плана подходящие счета, которые затронула совершенная операция.
- Шаг 3. Определить, на каком счете сумма будет показана по дебету.
- Шаг 4. Отразить ту же самую сумму по кредиту второго счета.
Пример составления проводки:
Выплата заработной платы — 100 000.
Необходимо составить проводку. Бухгалтер действует так:
- Участвуют два счета: 51 «Расчетные счета» — 70 «Расчеты с персоналом».
- В ходе операции уменьшается актив «Деньги» и уменьшается пассив «Задолженность перед работниками» на сумму 100 000.
- Сч. 51 — активный, значит уменьшение актива «Деньги» будет отражено по кредиту — 100 000 вносим в кредит сч. 51.
- Так как в проводке всегда взаимодействует дебет с кредитом, то на сч. 70 сумму 100 000 нужно отразить по дебету (и это верно, так как сч. 70 — пассивный и уменьшение пассива отражается по дебету).
- Проводка имеет вид — Дт 70 Кт 70 на 100 000.
Примеры
Наиболее популярные:
- Дт 50 Кт 51 — получение наличных денежных средств в банке;
- Дт 50 Кт 51 — сдача наличных денег в банк.
- Дт 10 Кт 60 — поступление материалов от поставщика;
- Дт 20 Кт 10 — передача материалов в производство;
- Дт 01 Кт 60 — приобретение основного средства у поставщика;
- Дт 20 (44) Кт 02 — начисление амортизации по основному средству;
- Дт 41 Кт 60 — поступление товаров от поставщика;
- Дт 60 Кт 51 — оплата поставщику за товар;
- Дт 90 Кт 41 — списание себестоимости товаров на продажу;
- Дт 62 Кт 90 — отражение выручки от продажи товаров;
- Дт 51 Кт 62 — получение оплаты от покупателя;
- Дт 20 Кт 51 — выплата зарплаты персоналу.
Что такое корреспонденция счетов
Взаимодействие между двумя счетами, участвующими в проводке, называется их корреспонденцией, а сами счета — корреспондирующие.
Например, если совершена операция «Выплата заработной платы работника из кассы», то взаимодействие счетов 70 «Расчеты с персоналом» и 50 «Касса» будет называться их корреспонденции. Проводка при этом имеет вид Дт 70 Кт 50.
Рекомендуем задачи по бухучету по теме составления проводок.
Итоги урока 4
Выводы урока 4:
- Каждая хозяйственная операция учитывается в бухучете с помощью проводок.
- Проводка выполняется по принципу двойной записи.
- Двойная запись — это одновременная запись суммы операции в дебет одного счета и в кредит другого.
- Проводка по-другому называется корреспонденцией счетов.